Поблагодарить автора блога

Интервью: Хоумскулинг в Словении

В настоящее время хоумскулинг (домашнее обучение, обучение на дому) становится популярным во многих странах, несмотря на общедоступное и бесплатное школьное образование. Специально для блога Ru-Slo-Mama Дарья Лотохова и Юлия Лукинова ответили на вопросы о личном опыте хоумскулинга в Словении.
Юлия со своими дочерьми и сыновьями Дарьи
Есть ли какие-то особые условия для разрешения обучения на дому (физические ограничения, например) или достаточно желания родителей и ребёнка? Предъявляются ли какие-то особые требования к родителям (образование, например) и к помещению дома? 

Дарья: В Словении достаточно мягкие требования к оформлению обучения на дому. В некоторых странах требуется наличие высшего или педагогического образования у родителей либо обучающих лиц (Италия), сдача родителями определенных экзаменов (Германия), одобрение социальных служб (США при анскулинге). В Словении для обучения на дому необходимо лишь желание родителей. Требований к образованию, помещению нет. 
Для обучения особенных детей необходимо специальное образование и подтверждение наличия необходимого оборудования. И в этом случае родители имеют право на денежную компенсацию, подробнее здесь - Pravilnik o osnovnošolskem izobraževanju učencev s posebnimi potrebami na domu.

Юлия: Когда я оформляла старшую на домашнее обучение в первом классе, меня спросили, а что думает по этому поводу отец ребенка. Т.к. по документам я одинокая мама, не понадобилось дополнительных согласий. Но для семей с обоими родителями важно, чтобы оба родителя были согласны с формой домашнего обучения.

Как официально оформить домашнее обучение? Куда и с какими документами обратиться? 

Дарья: В соответствии с законом Zakon o osnovni šoli – ZOsn (VII. IZOBRAŽEVANJE NA DOMU 89. člen) для оформления домашнего обучения, родители до начала учебного года должны заявить в свою школу о выбранной форме обучения. В заявлении указываются имя и фамилия ребенка, место, где будет обучаться ребенок и имя, фамилия того, кто будет обучать ребенка. В старой версии закона заявление необходимо было подать до конца мая, теперь до конца августа. 
Фото из личного архива Дарьи

Где взять программу обучения? 

Дарья: Программу вам выдадут в вашей школе в виде целей обучения (cilji izobraževanja) на определенный класс, вместе с рекомендуемым списком учебников и требованиям к экзаменам. Вот тут цели обучения, которые выдали моему старшему сыну в 1 классе. https://0daro4ka.livejournal.com/96132.html. Учебники, которые выдаются в школе, так же будут выданы и при обучении на дому.

Юлия: Здесь важно отметить, что в силу того, что домашнее обучение еще не очень распространено в Словении, многие школы ни разу не сталкивались с ним. Мы в своей школе были первыми желающими, и все приходилось рассказывать и просить самим. И про процесс оформления, и касательно учебных программ. Никто добровольно нам ничего не предлагал. Учебники в нашей школе не выдавали.

Как часто и в какой форме проходит проверка знаний и оценивание? 

Дарья: Проверка проходит в конце года в виде экзаменов. Кол-во экзаменов зависит от класса. В 1-3 классах только 2 экзамена – словенский и математика. 
Что имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны больше свободного времени в течение учебного года. С другой высокая нагрузка в конце учебного года при сдаче экзаменов. Особенно тяжело в старших классах, когда экзаменов много. 
Экзамены проходят в устно-письменной форме. Всесловенского стандарта нет, каждая школа проверяет по-своему. Педагоги могут пойти навстречу и разрешить что-то сдать до экзамена: стихи, чтение, могут разрешить ходить на кружки, культурные дни, в театр, познакомиться с учителем до экзамена, но по закону не обязаны. 

Не вызывает ли домашнее обучение каких-то дополнительных вопросов от социальной службы или других государственных структур? 

Дарья: За 3 года нашего обучения никто никаких вопросов не задавал. И я не слышала, чтобы у кого-либо из знакомых хоумскулеров были таковые. 
Фото из личного архива Дарьи

На сколько в целом распространено домашнее обучение в Словении? 

Дарья: В Словении хоумскулинг новинка. Многие учителя даже не слышали о таком, родители и подавно. Однако число хоумскулеров растет. Последняя цифра, которую я слышала, это около 200 детей в 2017 году, причем большинство из них учится в частных школах (Лила, французская школа) по неутвержденной словенским министерством программе, без аккредитации (в таком случае ученики оформляются и сдают экзамены как хоумскулеры, фактически обучаясь в школе). 

Как это было у вас? С какими сложностями столкнулись и какие неожиданные положительные моменты открылись? 

Дарья: Положительные моменты - свобода и возможности, высокая эффективность: учится в удобное время, в удобном ритме. В нашем случае дети осваивали программу гораздо быстрее, чем это делается в школе, оставалось много времени на свои интересы вне программы: музыка, электроника, история и пр. Свобода в перемещении, путешествиях. Большую часть программы за 1-2 класс они освоили уже до школы. 

Когда ты видишь перед собой одного конкретного ребенка, то всегда понятно, когда он устал и учить нет смысла, когда голоден, когда ему надо подвигаться, а не сидеть, а когда он готов исследовать и только подбрасывай материал, сам все сделает. Ты видишь, что он уже знает, умеет, а над чем надо поработать. В стандартной школе у учителя нет такой роскоши - учесть интересы сразу 25 детей, потому и обучение стандартизировано и формализировано, менее эффективно. Одному скучно, второй не понял, третий не выспался.
Не менее важно для нас внутренняя свобода – система над детьми не довлеет ежедневно, они слышат себя, когда им есть, спать, чем заниматься, что и сколько изучать, как двигаться. Да, словенские школы гораздо демократичнее наших, но и своих проблем хватает. Не буду углубляться, это тема отдельного разговора. 

Трудности: 

1. Мигрантские. Чтобы освоить словенский на достаточном уровне, необходимо регулярное общение со сверстниками и взрослыми носителями. В начальной школе нам хватало помощи няни, которая читала с детьми, в 3 классе уже потребовалась помощь репетитора словенского. Но вот найти компанию детей в Словении может быть непросто. Ок, есть кружки, библиотеки, музеи, театры, соседи. По соседству детей нашего возраста не оказалось, в кружках родители не шли на контакт настолько, чтобы ходить на дни рождения и в гости. Кружки в основном 1 раз в неделю и тоже сообщество не формируется. Хоумскулеров на ежемесячные встречи ходило 3-7 человек, все разных возрастов и интересов, и именно друзей дети там не нашли. Хотя для меня эти встречи были важной поддержкой. Живи мы в Украине, этих проблем бы не было. Вокруг нас был бы устоявшийся круг друзей, родственников, соседей, который бы естественным образом расширял знания языка и культуры у детей. 

2. Организационные. Если до школы дети учились в режиме анскулинга и многое освоили, следуя естественному любопытству, то наличие экзаменов в конце года предполагает занятия по программе. У ребенка на это нет мотивации. Остается мама) «Я не хочу писать сочинения/ прописи» и пр. В общем на это нужна энергия и время. С двумя хоумскулерами 1-3 класс у меня на это уходило 1-2 часа в день. Иногда приходится искать методики обучения, искать подходы к ребенку. 

3. Экзамены. Не каждый ребенок в первом классе готов выступать перед комиссией из трех незнакомых взрослых (разрешат ли родителям присутствовать или нет, законом не определено и зависит от школы) в течении часа или более. Обычно в школе контроль распределен по всему учебному году, тут проверяется все за 1.5 часа. Задания не всегда соответствуют возрасту, т.к. у учителей нет опыта проведения экзаменов для младшешкольников изобретают все на ходу в зависимости от способностей конкретных педагогов. Например, в течение всего года дети во 2 классе подготавливают 3 выступления перед классом на заданную тему. У хоумскулеров же так. В одной школе хоумскулеру дают задание подготовить 1 выступление на экзамен. В другой школе - подготовить все 3 выступления на экзамен. Получается ребенок на экзамен словенского приходит, выучив необходимое количество стихов, держа в голове 3 выступления, пишет тест, сдает чтение и еще отвечает на вопросы. Дети кое-как справляются, но это стресс и перегруз. 

Особенности хоумскулинга в Словении я бы подытожила так: 

Плюсы: 
Главный плюс: хоумскулинг есть и ему не препятствуют. Есть даже группа хоумскулеров.
Нечеткое законодательство может быть и плюсом, давая некоторую дополнительную свободу. 

Минусы: 
Нечеткое законодательство может быть и минусом, зависимость учеников от одобрения/неодобрения руководства конкретной школы (школу правда можно поменять). Отсутствие программы государственной поддержки и опыта у педсостава. 
Упомянутая выше повышенная нагрузка на психику ребенка перед и во время экзаменов. 
Небольшое количество хоумскулеров, их рассеянность по всей Словении, фактически есть только одна группа хоумскулеров, члены которой (5-10 детей и их родители) встречаются раз в месяц. 
Отсутствие возможности анскулинга и свободного посещения школы. 

В плане государственных программ поддержки хоумскулинга (мне есть с чем сравнивать - племянница обучается на дому в США) Словении есть к чему стремиться и в сторону доверия детям, родителям, учителям, развития инфраструктуры, совершенствования законодательства. 

В целом я считаю, что большинство родителей так или иначе занимаются домашним обучением: мы читаем с детьми, обучаем языку/языкам, обсуждаем как что устроено, обучаем множеству вещей, помогаем в школьных проектах. Вопрос в том, насколько нужно еще и школьное и если нужно, то осознавать с какой целью. Конечно, хоумскулинг подходит не всем детям и не всем семьям. Мои сыновья в этом году (2017/18) решили попробовать учится в школе. И отправились первый раз во 2 и 4 класс. Тоже интересный опыт. Теперь они смогут более осознанно выбрать форму обучения. Будем ли продолжать хоумскулить? Я не загадываю. Жизнь покажет.
Фото из личного архива Дарьи

Юлия: Наш опыт:
Старшая дочь в этом году (2018) закончила второй класс словенской школы и первый класс российской школы, и то и то в формате домашнего обучения.

В целом я подписываюсь под всем, что выше написала Даша. Для нас сам процесс обучения, я имею ввиду освоение материала по программе (словенской школы) не так сложен, как стресс от того, что предстоит экзамен. Оба года, и в первом и во втором классе, я была с дочкой в аудитории, где проводилась проверка знаний, чтобы хоть как-то смягчить это событие для неё.

К сожалению, стрессовая экзаменационная обстановка не дает нормально проверить настоящие знания. В этом году, от усталости под конец полуторачасового экзамена по математике всплывали совершенно непривычные ошибки. Не шутка – решить за один присест все проверочные работы, которые решали ученики в течение года...

Тут загвоздка в том, что очень зависит от школы и учителя, как они разрешат сдавать пройденный материал. Формально экзамены могут назначить самое раннее – после майских праздников, раньше – ни-ни. Но у некоторых семей есть опыт договоренностей с преподавателями о неформальных встречах в течение учебного года, чтобы нагрузка в конце не была непосильной. У нас, к сожалению, договориться подобным образом не удалось.

Нам пока не приходилось пользоваться услугами репетиторов по словенскому, занимаемся сами, берем в библиотеке книги, слушаем аудио сказки, смотрим мультфильмы и фильмы, общаемся с друзьями-словенцами, ездим на встречи, экскурсии и мастер-классы с группой домашних школьников. С учебниками и рабочими тетрадями поступаем так – я прошу друзей, у кого дети постарше на год, отдавать нам их тетради после окончания очередного класса, на основе этого материала и списка учебных целей строим свои занятия.

Могу сказать, что нам повезло, и первые два года у нас в словенской школе была одна и та же учительница, поэтому хоть какая-то стабильность была – комиссия оба года состояла из одних и тех же людей (преподаватель, завуч и еще одна учительница параллельного класса). Обычная практика тут – менять преподавателя каждый год. С этой точки зрения я очень рада за русскую школу, где первые 4 года один и тот же преподаватель, и знаешь, чего от него ждать, и ребенку спокойнее приходить к знакомому человеку на экзамен.

Со следующего года младшая дочка начнет обучение в словенской школе, тоже в домашнем формате. Старшей будет не так обидно, что только она одна учится J

Русскую программу мы обычно проходим в течении первого учебного полугодия, чтобы во втором уже плотно посвятить себя словенской. Экзамены сдаем как можно раньше, чтобы уже в мае сбросить с плеч этот груз – и дышать свободно до следующей весны. При этом, конечно, месяц до экзаменов получается самый напряженный – с ежедневными занятиями именно ради сдачи экзамена. Остальной год – гораздо более спокойный. В течение учебного года мы свободно перемещаемся, путешествуем, просыпаемся выспавшимися.

Фото из личного архива Дарьи
Полезная статья? Поддержи проект, чтобы было еще больше нужной информации!