Поблагодарить автора блога

Интервью: Образование для детей с особыми потребностями в Словении

Интервью с Юлией Донской, мамой ребенка с особыми потребностями, получающего школьное образование в Словении.
Из личного архива Юлии
Какие есть в Словении возможности школьного образования для детей с особыми потребностями? 

- Сразу надо разделить, что особые потребности могут выражаться по-разному. Есть дети слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые, с физической инвалидностью и с особенностями в ментальном развитии. Наш сын относится к последней категории, в диагнозе: аутизм с многочисленными отклонениями. И я могу рассказать только о том, как организовано образование для этой категории. Насколько я знаю, для первых двух категорий есть специализированные учебные заведения, ребята из третьей учатся в обычных школах. 

Итак, для обучения ребят с особенностями в ментальном развитии уже более полувека в Словении существует Центр Янеза Левца, где дети могут учиться в зависимости от тяжести диагноза либо по общеобразовательной программе, но со сниженным стандартом. Т.е. там дети точно также учат математику, географию, иностранные языки и другие науки, но в комфортном для их состояния режиме. Либо по специальной развивающей программе, которая направлена больше на социализацию и навыки самообслуживания. Также в Центре есть мобильное подразделение, специально для детей из других регионов. 
И с этого учебного года один из классов коррекционной школы участвует в экспериментальном инклюзивном проекте - класс перемещён на территорию обычной общеобразовательной школы и часть учебных и общественных активностей совмещена с обычными классами. 
Также любому ребёнку с особыми потребностями, независимо от того, проживает ли он вблизи одного из подразделений Центра Янеза Левца или нет, должно быть предоставлено соответствующее его потребностям образование и помочь в обучении.

Отличаются ли возможности для детей с физическими и с ментальными особенностями? 

- По сути нет, не отличаются. И для тех, и для других есть специализированные школы, и также есть возможность посещения обычной школы (если в городе нет специализированной) с соответствующим сопровождением.
Из личного архива Юлии
Чем отличаются обучение в специальной школе и инклюзивное образование? Как оно называется по-словенски?

- Инклюзия - международный термин, по-словенски так же и будет inkljuzija. Вообще инклюзия - это прежде всего обучение в условиях обычной среды с обычным учителем и в классе с обычными детьми, по стандартам общеобразовательной школы, но со специальным сопровождающим. Но в случае нашего сына инклюзия представляет собой перенесение целого класса, вместе со специальными педагогами, в среду обычной общеобразовательной школы.

Как поступить в школу в обоих вариантах? 

- Все “особята” поступают в школу через прохождение специальной комиссии, которая даёт экспертное заключение о состоянии ребёнка с рекомендациями по организации обучения. Без заключения комиссии ребёнок не будет принят в специализированное учебное заведение и не сможет получить соответствующее его нуждам сопровождение при поступлении в обычную школу. Данное заключение направляется в школу и в соцслужбу, ребёнок закрепляется за социальным работником, который занимается сопутствующими вопросами. Чтобы пройти комиссию, нужно обращаться в Центр образования (Zavod za šolstvo).

Какие цели ставятся при этом обучении (способность самообслуживания в быту, возможность трудоустроиться или продолжить образование)? 

- Прежде всего - развитие навыков самообслуживания, детей готовят к самостоятельной жизни, к моменту, когда родители не смогут о них больше позаботиться. И, конечно, если ребёнок имеет возможность к обучению хоть какой-то профессии, пусть и самой незамысловатой, ему помогут её освоить. Специальное образование в Словении длится до 26 лет и все, кто может и хотят работать, получают трудоустройство, либо через сам Центр Янеза Левца, либо через дружественные организации.

Как (по каким критериям) в специальной школе распределяют детей по классам? 

- Главный критерий - диагноз. Т.е. ребята с аутизмом учатся вместа, с синдромом Дауна - вместе.
Из личного архива Юлии
Как, какими методами обеспечиваются особые потребности детей при обучении в обоих вариантах? 

- В специальной школе классы не более 6 человек, на это количество детей приходится двое взрослых - специальный педагог и нянечка (варушка). В инклюзивном варианте (не том, который у нас) - к ученику приставляется сопровождающий.

Какие льготы, связанные с образованием, есть у особенных детей (компенсация транспорта, какие-то преимущества)? 

- Бесплатный проезд - специальная карта Urbana для ученика и сопровождающего (бесплатный проезд не действует на время летних каникул), также в случае самостоятельного привоза ребёнка в школу родителями компенсация расходов на топливо (при условии, что между домом и школой от 6 км), либо бесплатное такси туда-обратно. Варство (присмотр) в школе действует практически круглый год. Все школьные принадлежности закупает школа сама. Вообще я бы сказала, что в школе стараются по минимуму напрягать родителей. 
Ещё детей несколько раз в год бесплатно вывозят на спортивные дни за город, например, в Шкофью-Локу, на Поклюку.

Какие есть возможности для дополнительного образования? 

Дополнительные образовательные возможности в основном связаны со спортом. Есть занятия инклюзивным дзюдо на территории школ. Также на Спортивном факультете организованы бесплатные занятия в спортзале и в бассейне по субботам и платные в специально оборудованном зале дважды в неделю. Также каждый год организуются бесплатные занятия плаванием в течение нескольких недель. 
Есть также в библиотеках занятия чтением с собаками.
Из личного архива Юлии
Полезная статья? Поддержи проект, чтобы было еще больше нужной информации!